10 Июня 2025 года, 08:55
Спектакль «Соборяне» открыл театральную программу Платоновфеста-2025 в Воронеже
8 июня основную театральную программу Платоновского фестиваля этого года открыл спектакль Московского драматического театра имени Н. В. Гоголя «Соборяне». Рассказываем, как это было.
«Жалко всех». Именно так главный герой спектакля и одноименного романа Лескова протоиерей Савелий описывает главную идею Евангелия и любви к людям. Это и одна (а спектакль получился действительно многогранным и философским) из идей спектакля. Хотя я бы назвала это идеей и всей русской классики. Недаром режиссер спектакля Полина Агуреева в одном из своих интервью после премьеры говорила, что сейчас не хватает людей, «умеющих страдать». Вот такими и стали герои ее постановки. Ее даже сложно назвать в чистом виде спектаклем. Потому что игру актеров дополняет музыкальное сопровождение от камерного ансамбля «Солисты Москвы» под руководством Юрия Башмета.
Каждый герой живет словно с надрывом, внутренним разломом. Так и вся сцена «изрыта» декорациями в форме наклонных поверхностей, горок. Иногда даже удивляешься, как актеры умудряются играть сложные в психологическом плане сцены, стоя на таких крутых подъемах и спусках. Даже сам Савелий, мудрый и не костный человек, не без внутреннего разлома. Он направлен в вымышленный город бороться с раскольниками. Но начальство не слишком довольно его успехами: слишком мягкие методы он использует. Да и с постоянно опровергающими церковные догматы людьми науки он предпочитает методы убеждения. Кроме беспокойства о судьбах России и каждого отдельного человека, есть у него и личное чаяние – они с супругой Натальей мечтают о ребенке, которого не дал Господь. И хотя попадья не столь образована, как сам батюшка, он говорит, что она гораздо умнее его, готов нести на руках до Киева, если она забеременеет (такой обет – проделать пешком паломнический путь – дала Наталья). В целом их отношения можно назвать образцовыми и даже трогательными. Но сам он и становится причиной гибели любимой жены. Когда его отстраняют от службы, он отказывается покаяться и извиниться, не видя своей вины. Жена начинает брать стирку и другую работу, когда в семье остается последняя ассигнация, и не выдерживает непосильного труда. Что это – нежелание предать свои идеалы до конца, подвиг или гордыня, приравнивание себя к святым (Савелий говорит, что жизнь закончилась, но началось «житие»), забота о вечном, забывая о ближнем? Вопрос остается открытым.
Фото Андрея Парфенова
Еще один герой-священнослужитель дьякон Ахилла наоборот так ревностно борется с «противниками» церкви, что готов лично оттягать их за уши или приложить кулаком. Его оппонент учитель Варнава пропагандирует женскую свободу. Только вот его матери чтобы ее не давали. А то необразованная женщина не туда ее употребит и окончательно не даст ему заниматься наукой. Да и жену он потом себе находит настолько свободную, что он уже готов заступиться за Бога, да только опасается, как бы она его не поколотила.
Внутренний разрыв есть и у с первого взгляда не вызывающей симпатии помещицы Марфы Андреевны. Она чуть не продает своего любимого карлика шутки ради – чтобы женить его на другой карлице. Его собственные чувства и то, что это живой человек, она не сильно берет в расчет. Однако во время беседы с Савелием перед нами предстает женщина думающая, по-своему обеспокоенная судьбой Родины, но разочаровавшаяся в людях и глубоко одинокая. Впрочем, это не мешает ей разглядеть внутренний мир Савелия, одарить его и супругу и предложить стать крестной матерью для ребенка, если он у них все-таки появится.
Такой разрыв царит в русском обществе в целом на момент написания романа. Одни верят в русский подвиг, другие мечтают покинуть «проклятую» Россию. Пожалуй, такой разрыв царит и сейчас.
В спектакле старая эпоха уходит – один за одним люди с душевным разломом (но разве могут быть другими люди ищущие?) умирают. Какой будет новая? С этим вопросом зрители покидают зал. Из всех посещенных мной за годы существования Платоновского фестиваля спектаклей этот – не самый легкий. Однако если с некоторых зрители частично уходили, то этот досмотрели до конца. И хотя я сама не сторонник превознесения страдания, «в жизни всегда
есть должно быть место подвигу». А, значит, место таким спектаклям.
Спектакль смотрела главный редактор DF Наталья Андросова