27 Ноября 2025 года, 12:24
Коммерческий подкуп ваших сотрудников: как предотвратить?
1,6 млн взяток от поставщиков
получила экс-начальница отдела материально-технического снабжения «Воронежской кондитерской фабрики». Женщина помогала определенной компании получать заказы, а затем и ускоренную оплату за них. На фоне непростой ситуации в экономике истории с коммерческим подкупом становятся все чаще, а некоторые рынки и вовсе работают только по этим правилам, уверен управляющий Агентства юридического сопровождения «Прагматик» Лев Бабаян. Обсудили с ним, каким может быть ущерб для компании, а также каких правил придерживаться, чтобы предотвратить:
«На рынке спецодежды очень большой процент компаний работает сейчас именно по такому принципу. На крупных предприятиях закупки спецодежды могут составлять 5-7 млн рублей в год, а если это пищевое производство, то добавляются шапочки, перчатки и т. д., и суммы измеряются десятками миллионов. Недавний случай на одном крупном предприятии: к сотруднику, занимающемуся закупками, приходит потенциальный поставщик, на стол – пухлый конверт. Сотрудник оказался добросовестным и сказал, что у них поставщик определяется строго через торги. Каково же было его удивление, когда на следующем собрании интересы этого же поставщика рьяно лоббировал замгендиректора. У меня самого был случай, когда поставщик оборудования для медосведетельствования водителей предлагал «заложить мой интерес», если пролоббирую договор у клиента именно с ним.
Какой ущерб наносится компаниям из-за коммерческого подкупа? Кроме того, что поставки от таких контрагентов могут быть не самого лучшего качества, как правило, цена завышена на 30, а иногда и до 50%. То есть, если вы закупаете на 5 млн, 1,5 вы переплачиваете, представляете?
На мой взгляд, проверять сотрудников еще на этапе собеседования на честность бесполезно. Как правило, такие поставщики еще и хорошие психологи. Они красноречиво рассказывают, что у них самые лучшие условия, и вы все равно остановите свой выбор на них, только потратите время, если сейчас откажетесь, а тут вам еще и небольшой подарок, который сам оказывается в тумбочке. Конечно, подробно заниматься такими рисками должна служба безопасности, но вот несколько базовых правил, с которых стоит хотя бы начать:
▪ Все крупные закупки – только через конкурсы поставщиков с объективными, максимально прозрачными условиями.
▪ Решения принимаются не единолично, а комиссией из нескольких человек. Конечно, если вы закупаете канцтовары на 10, 20, да даже 100 тыс., вы вряд ли будете так усложнять себе жизнь, а если закупка на 5 млн (сами определите для себя критичную сумму), то заморочиться стоит.
▪ Запретите проводить переговоры с поставщиками/подрядчиками где бы то ни было, кроме переговорной комнаты. Там же можно установить и звукозаписывающее устройство, предварительно прописав в локальном акте, что переговоры в переговорной комнате могут быть прослушаны и сотрудники об этом уведомлены под роспись».
- Мы уже кратко касались темы маркетинга на фоне тревожных новостей после попытки ракетной атаки на Воронеж. Но если в целом с принципами понятно, то что конкретно делать прямо сейчас? Разбираем с бизнес-тренером по продвижению и рекламе Ией Имшинецкой.