Пока большинство оказавшихся в подобной ситуации бизнесменов публично только отшучиваются: мол, будем сами работать до последнего.
«Собственники, чьи дети не готовы продолжать их дело, стараются отложить окончательное решение лет до 65-70, — считает Анатолий Шмыгалев. — Да, все понимают серьезность вопроса, но стараются не думать о том, что же дальше, пока есть силы самому возглавлять компанию».
Хотя ситуация складывается отнюдь не шуточная. «Смотрю я на тех своих знакомых, у которых и дети, и внуки на их предприятии, — не то это все, — эмоционален Борис Затонский. — Дочь — это дочь, не каждую компанию может возглавить женщина. Зять — это почти как наемный управляющий. А внуки… Вот у одного моего ровесника внук в руководящей должности. Хороший мальчишка, умный. Но власть — это в любом случае насилие. Людей надо заставлять. А он скромный, правильный мальчик. Куда ему дело передавать? Да так и будет основатель работать, пока не издохнет на своем заводе».
Игорь Татарович же напоминает судьбу предприятия «Связьстрой-1»: владелец и бессменный руководитель умер, наследники не участвовали в управлении. «Управление топ-менеджеров довело предприятие до банкротства, — рассуждает адвокат. — Кредиторская задолженность превышает 1,5 миллиарда рублей».
Почему дети все чаще оказываются не готовы подхватить дело родителей?
Причина первая. Желание добиваться собственного результата и быть независимыми. Судя по количеству стартапов, у молодого поколения есть и предпринимательский задор, и желание развивать бизнес. Но только свой, отдельно от родительского. Юрист Татьяна Шевченко ушла с достаточно привлекательной должности в компании своего дяди в самостоятельное плавание. И считает, что, даже когда на кону наследование бизнеса, стоит очень хорошо подумать, прежде чем под этим подписаться: «Мой знакомый — единственный наследник бизнеса. Он работает на предприятии родителей, выкладывается полностью, всегда на работе в 8 утра, когда не все наемные сотрудники еще в сборе. Но все его успехи в управлении не особенно заметны на фоне авторитета родителей. Он явно перерос свою должность. Не каждый согласится продолжать оставаться в такой ситуации. А ведь передадут бизнес родители не сразу, могут пройти годы, пока ты просидишь под их крылом. А если возникают семейные конфликты? Каждый решает сам: если действительно есть предпринимательская хватка и качества, необходимые для управления компанией, кто-то предпочтет пойти своим путем».
Причина вторая. Дети бизнесменов хотят работать в более высокотехнологичных и перспективных сферах. «Мы и наш бизнес в глазах наших детей морально устарели, — полушутлив-полусерьезен гендиректор компании «Эколенд» (торговая марка «Принцесса вкуса») Вадим Киржанов. — Каждое поколение должно развиваться, а не стоять на месте. Моя старшая дочь и ее сокурсники недавно выиграли грант, развивают проект грузового каршеринга, пишут мобильные приложения под него. Ребята, с которыми она общается, знают по 4 языка. Им просто неинтересно то, чем мы занимаемся. Это не им нужно доказывать нам, что они способны вести бизнес, а нам стремиться к их уровню. Если мы поменяем свои подходы к ведению бизнеса, модернизируем предприятия, может быть, тогда мы заинтересуем своих детей. Но давайте будем честными: большинство из нас к переменам не готовы».
Причина третья. Многие дети бизнесменов в отличие от их родителей выросли в сытые годы — у них нет мотивации трудиться столько же. «Мотивация к действию, изобретательность, желание создавать, ответственность за свои поступки формируются в раннем подростковом возрасте, — говорит психолог Ирина Романова. — Глава бизнеса должен обладать такими качествами. Но, как правило, они больше развиты у людей, которым чего-то не хватает. Неудовлетворенные потребности — мощный стимул для развития. Когда же все приносят на блюдечке, у ребенка на уровне подсознания создается иллюзия, что так будет всегда. И когда во взрослом возрасте придется бороться за судьбу компании, он окажется психологически полностью не готов к этому».
У бизнесменов, начинавших свой путь с нуля в 90-е, как раз неудовлетворенные потребности, а часто и в буквальном смысле борьба за выживание стали стимулами для начала работы на себя. Но, пережив непростые в материальном плане годы, своим детям они постарались дать все самое лучшее, оградить их от малейшей нужды. А это неправильный подход для воспитания будущего бизнесмена, считает Александр Губарев.
«Сам я с дворника начинал — кем только не работал. Нельзя сказать, чтобы голодал в свое время, но хотел, чтобы дети жили лучше. И избаловал их дорогой одеждой и обувью. Ездил во Францию и Германию на обучение и всегда обратно возвращался с перевесом багажа, — признается бизнесмен. — Они привыкли, что буквально с неба им падает все лучшее. Зачем напрягаться? К тому же мы с женой очень много времени уделяли бизнесу, старшие дети росли с няньками. А это наемные люди, которые стремятся всячески угодить, поднести лучший кусок. Они и внушили моему среднему сыну мысль, что он сынок бизнесмена, у него и так все будет, чего он захочет. Потом уже я стал пресекать эти барские замашки, запретил персоналу в кафе принимать без меня заказы у моих детей. Но было уже поздно. Понимание, что нужно что-то делать, чтобы что-то получать, нужно прививать с детства».
Вадим Киржанов рассказывает, что его дочери росли в разных условиях: детство старшей пришлось на зарю становления его бизнеса, младшей — когда в семье уже был достаток: «Старшая — более целеустремленная, привыкла преодолевать трудности, идти через них к результату. Младшая же не против и готовенькое получить. Другое дело, как на это смотрю я».
Причина четвертая. Авторитарные руководители подавили в своих детях инициативность и другие качества, необходимые для управления бизнесом. Ирина Романова вновь отсылает ко времени становления большинства крупных на сегодняшний день воронежских компаний. Это 90-е годы, когда у руля нового или уже действовавшего предприятия мог стать только волевой человек, сильный лидер, чаще всего с авторитарным стилем руководства.
«Такие властные люди, сами того не замечая, начинают относиться к детям, как к подчиненным, — говорит психолог. — Своим авторитетом они подавляют управленческие задатки своих чад. Путь к успеху руководителей, начинавших в непростое время, был не самым гладким, им пришлось проявить незаурядные способности. Вовсе не обязательно, что такой отец стучит дома по столу. Но он предъявляет перфекционистские, завышенные требования к своим детям. Хочет, чтобы они росли такими же, как он. А те под таким давлением, хоть часто и скрытым, тушуются и привыкают быть хорошими исполнителями, но не лидерами».