14 Ноября 2019 года, 12:50

Безболезненный переход

2.jpg

Государственно-частное партнерство в медицине: какие перспективы есть у участников и что получат пациенты? 

Негосударственные медучреждения, согласно закону, также оказывают пациентам услуги по полисам ОМС. При каких условиях такая форма работы может быть комфортна и для пациентов, и для самого медучреждения? Готово ли государство создать равные условия для частников и бюджетников? Возможности частных клиник в системе ОМС обсудили на круглом столе в многопрофильной медицинской клинике «Сова». 

Пациенты готовы идти в частные клиники по ОМС. Почему не все готовы их принять?

Сегодня в Воронеже не так много негосударственных медцентров, в которых можно получать услуги по ОМС. В прошлом году 28% коммерческих воронежских клиник вошло в систему обязательного медстрахования, но далеко не все удержались в ней.

Однако все больше пациентов хотели бы обслуживаться по ОМС в частных клиниках. Несмотря на то что за последние годы государственная медицина показала серьезный рост в качестве услуг, сервис в частных клиниках по-прежнему остается на более высоком уровне. Каждый частный медцентр принимает меньший поток пациентов, чем одна государственная поликлиника. Поэтому априори в частном учреждении каждому пациенту готовы уделить больше времени.

На рынке частной медицины появляется все больше игроков, которые готовы идти навстречу пациентам и работать в системе ОМС. Однако такую возможность получают далеко не все. Директор ТФОМС Воронежской области Александр ДАНИЛОВ объяснил жесткую политику страховщиков тем, что нельзя допускать снижения финансирования госклиник — это может привести к негативным социальным последствиям. При этом для частных центров не всегда приемлемы условия, в которых работают бюджетные учреждения: часто это работа в ноль.

— Частники понимают, что условия работы в системе ОМС довольно жесткие, — констатирует глава регионального ТФОМС. — Но мы придерживаемся пациентоориентированной модели медпомощи, которая подразумевает контроль качества оказываемых услуг клиниками всех форм собственности. Например, коммерческое медучреждение хочет по ОМС оказывать населению консультативные услуги и при этом позиционировать себя как областное клиническое учреждение. Но мы продаем услуги пакетами: хотите консультировать — будьте добры взять в довесок весь спектр амбулаторной помощи, в том числе первичную и вторичную профилактику, которая является государственным приоритетом. То есть нам важно, чтобы клиники не только проводили скрининги, но и следили за здоровьем пациента.

Медицинский директор сети клиник «Сова» Ирина ЛИБЕРМАН на круглом столе отметила, что у них есть возможность предоставлять полный спектр услуг не только амбулаторной, но и стационарной помощи — планового хирургического вмешательства. Поэтому жесткие рамки ОМС их не страшат.

Правда, не все присутствовавшие на круглом столе представители частной медицины были настроены так же оптимистично. Например, звучали мнения, что, прежде чем брать на себя объемы обязательного страхования, нужно понимать, смогут ли частные медцентры обеспечить, например, профилактические мероприятия по той цене, которая вписана в тарифные соглашения ОМС. И насколько это будет выгодно.

Одним из вариантов взаимодействия частных клиник и государства может стать участие частных клиник в территориальных программах по ОМС, которое позволяет такую форму сотрудничества. Государство финансирует расходы на медпомощь частным клиникам, а клиники, в свою очередь, полностью или частично освобождают государство от издержек на покупку и содержание здания или оборудования, отметил Александр Данилов. Например, несколько лет назад в регионе была очередь на диализ. Сейчас эту потребность пациентов закрывают услуги нескольких частных клиник.

Частные клиники — это прежде всего бизнес. Каким будет качество их услуг в рамках ОМС?

При переходе частного учреждения на работу в системе ОМС возникает вопрос, готово ли оно оказывать услуги по утвержденным стандартам.

— Врачи обязаны соблюдать стандарты оказания помощи и проводить обязательные исследования, — убеждена Ирина Либерман. — На мой взгляд, недопустимо пренебрежение клиническим протоколом: как можно поставить верный диагноз или назначить лечение, если он не соблюден? Но, увы, я сталкивалась с этим в некоторых учреждениях.

Добросовестные частные клиники должны выступать за интересы пациента, его право на качественную медпомощь и на выбор места, где ее будут оказывать: без разницы — по ОМС, ДМС или за наличный/безналичный расчет, продолжает Либерман.

— Конечно, коммерческие центры — это бизнес, но в первую очередь мы говорим о людях, — подчеркивает она. — Врач, где бы он ни работал, должен помнить, что перед ним человек, который нуждается в помощи. Жесткие критерии для входа на рынок — это страховка для пациента от некачественной медпомощи. Так, после изменения законодательства о пластической хирургии у людей, которые решились на операцию, появилось больше шансов на благоприятный исход.

Еще одна претензия к частным медцентрам — это гиперназначение услуг пациентам с целью повысить средний чек. При этом пациент может путать гиперназначение и квалифицированную помощь — когда врач назначает обследования или консультации у смежных специалистов, чтобы поставить точный диагноз и назначить верное лечение.

По словам Александра Данилова, есть клинические рекомендации, на которые врачи частных клиник могут опираться при назначении услуг. Их можно показать и пациенту, чтобы у него не было сомнений в добропорядочности врача.

Смогут ли частные клиники собрать единую историю болезней пациента?

Когда пациент пользуется услугами исключительно государственной медицины, в его карте хранится вся история его болезней, знать которую очень важно врачу для понимания полной картины.

Собственные медицинские информационные системы (МИС) есть, увы, не во всех частных клиниках.

При этом частникам хотелось, чтобы вся информация о пациенте была аккумулирована в единой базе, к которой будет доступ у медучреждений всех форм собственности. Это важно, например, для проведения диспансеризации по ОМС.

Глава ТФОС Воронежской области говорит, что в ближайшие годы такая система заработает. Уже создана информационная платформа, в которой отражаются все услуги, получаемые по полису ОМС пациентом в медучреждениях. В 2019 году цифровую систему запустили в блоке онкологической помощи, а с 2020-му к нему подключат медицинскую помощь по профилю БСК и детство. Частники должны быть готовы к таким формам работы.

Но коммерческие клиники от них и не отказываются. И признают, что после того, как система заработает на 100%-ную мощность, и у них, и у обычных больниц будет налаживаться координация, появится доступ к историям болезней пациентов. Вся необходимая информация, которая будет храниться в глобальном облачном хранилище, поможет врачу поставить максимально точный диагноз и выбрать правильную стратегию лечения.

Если все эти решения будут претворены в жизнь, работа по ОМС станет менее болезненной для частных клиник и более комфортной для пациентов.