2 января 2018 года 10:01

Стоп-машина

Как ситуация в автобизе Воронежа будет влиять на каждого из нас в 2018 году?
Сопредседатель воронежского реготделения «Города и транспорта» Юрий Новиков
Редактор журнала De Facto Наталья Андросова
Сегодня это кажется неочевидным, но уже в этом году воронежцы резко сократят число своих поездок на личных авто. Думаете, вас и вашего бизнеса это не касается? Прочтите этот материал и убедитесь, что ошибаетесь. Изменения затронут всех.

Число машин на улицах Воронежа будет сокращаться

В Воронеже сложился парадокс: количество машин, которыми владеют горожане (уровень автомобилизации), растет — с 350 авто на 1 тыс. жителей еще 5 лет назад до 400 в этом году. Но при этом воронежцы сокращают число своих поездок на личных автомобилях. Пока невооруженным глазом это трудно заметить, но факты говорят сами за себя.

«Снижение доходов и рост цен на бензин сделали свое дело, — рассуждает президент Воронежской топливной ассоциации Сергей Шишлаков. — Заправляться и постоянно ездить на автомобиле для части горожан стало слишком дорого. Это можно четко проследить по спросу на бензин: он упал на 10%».

В 2018 году количество поездок на личных авто может резко снизиться. По результатам опроса, проведенного специально для DF независимой социологической службой «Ваше мнение!» (см. диаграмму рядом с этим разделом), только из-за введения платных парковок в центре 9,8% воронежцев ограничат свои выезды на личном авто случаями «крайней необходимости». А 4,1% в будни полностью откажутся от автомобиля и пересядут на общественный транспорт.

То есть, если считать от уровня прошлого года, общий спад составит 25%.

Почему перемены затронут всех?

Уменьшение пользования автомобилями может сказаться на целом ряде сфер. Вам казалось, что автобизнес никак не влияет на вашу компанию? Ошибаетесь, готовиться к переменам придется всем.

Взаимосвязь 1. Автобиз дает ежегодно 35 млрд рублей экономике региона, из них 7 млрд рублей получают компании b2c. На автомобилепользовании завязан топливный бизнес (как розница, так и опт), работа автосервисов (как самостоятельных, так и при дилерских центрах), автомоек, магазинов автозапчастей и автоаксессуаров, аренда парковочных мест (крытые и открытые стоянки), работа страховых компаний. То есть как минимум 6 сфер обслуживают автомобили и напрямую зависят от их количества и частоты использования. Эксперт «Финама» Алексей Калачев подсчитывает, что они вносят вклад в ВРП в разных регионах от 1% до 4%. В Воронеже с учетом достаточно высокого количества машин на 1 тыс. жителей это 4%.

В 2016 году ВРП Воронежской области составил почти 885 млрд рублей. Автобиз в них — чуть более 35 млрд рублей. 20% из них — это зарплаты занятых в автобизе сотрудников, которые они тратят в местных магазинах, приводит цифры финансовый консультант Андрей Кудинов. То есть 7 млрд рублей ежегодно получает сфера b2c за счет покупок сотрудников автобиза. Значительная часть этих средств приходится на Воронеж, так как уровень автомобилизации в облцентре наиболее высок — в разы выше, чем в населенных пунктах районного значения.

Взаимосвязь 2. Автобиз съедает пятую часть зарплат автовладельцев, которую они могли бы потратить на товары и услуги других воронежских компаний. Андрей Кудинов подсчитывает: расходы на 1 автомобиль в месяц — порядка 6 тыс. рублей (сюда входят затраты на бензин, обслуживание, запчасти, страховка, пользование стоянкой). Это примерно пятая часть от средней зарплаты воронежца (30 тыс. рублей). При уменьшении этих расходов за счет сокращения числа поездок на авто воронежцы направят сэкономленные деньги в сферу торговли и услуг.

Взаимосвязь 3. Влияние на транспортные потоки, а значит, пробки и даже локацию бизнеса. В утренние часы Воронеж уже регулярно стоит в пробках в 8 баллов. Андрей Кудинов отмечает, что среди его клиентов все больше бизнесменов, переносящих свои офисы в спальные районы, так как не только сотрудникам проблематично добираться на работу, но и клиенты не готовы тратить несколько часов на дорогу. В случае сокращения числа поездок на личном транспорте переезд бизнеса в более удобную для его клиентов и сотрудников локацию продолжится. Бизнес пойдет ближе к клиенту — в спальные районы.

Взаимосвязь 4. Как прямое, так и косвенное влияние на занятость населения. Прямое влияние — это как раз работа сотрудников в тех сферах, которые зависят от автомобилепользования. Например, только в одной воронежской топливной компании «Калина Ойл», по данным самой компании, трудится около 1 тыс. человек. В целом эксперты затрудняются назвать точные цифры по занятости воронежцев в смежных с автобизнесом сферах из-за высокой доли неофициально трудоустроенных. Но порядок этих цифр измеряется десятками тысяч.
Что приводит к сокращению поездок на личных авто?
Фактор 1. Снижение доходов населения. С 2014 года они упали в среднем на 20%. Поездки на работу на общественном транспорте туда и обратно даже с учетом пересадки обходятся в пределах 1,5 тыс. рублей. То есть в 4 раза дешевле, чем пользование автомобилем.

Фактор 2. Повышение цен на бензин. За последние 4 года стоимость топлива выросла на 10 рублей. При этом в наступающем году ожидается новый скачок: повысят акцизы на горючее, а также ожидается рост оптовых цен, что неминуемо приведет и к повышению цен в рознице. Предполагается, что АИ-92 перешагнет планку в 40 рублей.

Фактор 3, ключевой. В марте в Воронеже начнут действовать платные парковки. При стоимости парковки 40 рублей в час постоянно работающий в центре сотрудник за месяц потратит до 8 тыс. рублей. Да, на этот случай предусмотрены абонементы, по которым парковка будет стоить дешевле. Как говорит глава компании-концессионера «Городские парковки» Роман Хахалев, около 3 тыс. рублей в месяц. Правда, пока не утверждено, будет ли парковка единой или поделена на зоны. В последнем случае абонемент может действовать только на одну или несколько зон. Вряд ли все офисные сотрудники и линейный персонал в сфере услуг готовы к новой статье расходов в личном бюджете вдобавок к уже имеющимся тратам на автомобиль.
Фактор 4. Трудности с парковкой, в том числе ограничение парковок во дворах. Кроме того что в центре Воронежа стало весьма проблематично найти свободное парковочное место в будние дни, жители спальных районов столкнулись с резким сокращением бесплатных парковочных мест в своих дворах. Так, сначала знаки, запрещающие парковку, установили в ЖК «Московский проспект», но пока они так и не вступили в силу. Затем аналогичные знаки появились в ЖК «Вега», в ЖК «Выбора» на Олимпийском бульваре, и там они уже действуют. Вероятно, тренд продолжится. Например, на улице Хользунова из дворов уже началась эвакуация неправильно припаркованных авто по ночам, сообщают местные СМИ.

Фактор 5. Возможный рост стоимости ОСАГО. Страховщики анонсировали рост стоимости полисов почти в 2 раза. Вряд ли подорожание будет таким ощутимым, но вектор на повышение явно задан.
Что будет, когда число поездок на личных авто еще сократится?
Последствия, которые затронут всех

Последствие 1. Оживление спроса почувствуют те сферы, куда воронежцы направят сэкономленные на авто средства, и их поставщики. Для тех, кто откажется от ежедневных поездок на личном авто, экономия может составить до 4,5 тыс. рублей в месяц (1,5 тыс. рублей на проезд на общественном транспорте вместо 6 тыс. рублей на обслуживание авто).

Если учесть, что в Воронеже 400 тыс. автомобилистов, 15% из которых не будут пользоваться машинами каждый день, а 70% из них будут тратить, а не откладывать сэкономленные благодаря этому средства (такую статистику приводит Андрей Кудинов), то потребительский рынок получит 42 тыс. покупателей, готовых потратить «лишние» 4,5 тыс. рублей. То есть плюс 189 млн рублей в месяц.

Оживление почувствуют такие сферы, как продуктовый ритейл, торговля детскими товарами и одеждой, а также сфера недорогих развлечений: кино, кафе и рестораны. Можно ожидать незначительного роста потребительского кредитования, так как за счет сэкономленных средств семья сможет погашать еще один кредит. Но в каждой этой сфере прирост будет около 5% — максимум 7% спроса, так как потребители распределятся между ними относительно равномерно. Соответственно, примерно такой же прирост спроса почувствуют их поставщики.

Правда, не стоит забывать о том, что будет и другая категория потребителей: сокращенные сотрудники автобиза (тех же АЗС и т. п.), которые начнут ужимать свои расходы, их поставщики, которым пришлось сократить свои расходы, а значит, урезать зарплату сотрудникам. Спад спроса с их стороны может составить 1-2%.

Последствие 2. Линейный персонал будет искать работу по месту жительства. По мнению Андрея Кудинова, так называемый офисный планктон, а также линейные сотрудники, для которых возросшие затраты на авто будут слишком высокими, попытаются найти работу ближе к дому. И уже сейчас, по данным исследования HeadHunter, каждый третий воронежец пытается найти работу ближе к дому. Как минимум до 30% офисного планктона могут начать поиски работы ближе к дому, а значит, работодателям придется искать им замену. При этом круг выбора сузится: теперь на собеседования будут приходить те соискатели, которые живут рядом с вашим офисом. А если к вам на работу и устроится человек из удаленного района, помните, что это может быть ненадолго: до тех пор, пока он не найдет что-то ближе. А это может занять 2-3 месяца.

Последствия, которые затронут часть воронежских компаний

Последствие 3. Рост спроса на услуги в спальных районах города. «Мой клиент, работающий в сфере услуг красоты, задумывается над тем, чтобы перенести свой бизнес в спальный район: если клиентам будет дорого и неудобно ездить к нему в центр, часть из них может просто перейти в салоны ближе к дому», — комментирует Андрей Кудинов.

Директор агентства недвижимости «4 комнаты» Наталия Колесникова говорит о том, что возможен переезд в спальные районы лишь части бизнеса из сферы услуг. Это те компании, которым принципиально важна стоимость аренды коммерческих площадей. Торговые точки, которые ориентированы на выстраивание долгосрочных отношений с потребителем, не будут менять локацию. Поэтому на рынке недвижимости ситуация отразится незначительно.
Опрос проводился среди 317 воронежцев на сайте hh.ru.
Последствие 4. Закрытие нерентабельных АЗС, следовательно, выход на рынок труда их бывших сотрудников. Сергей Шишлаков предполагает, что спад спроса может быть еще в районе 5%. Независимый аналитик топливного рынка Михаил Мулгачев менее оптимистичен и прогнозирует падение на 10%. Следствием может стать закрытие нерентабельных АЗС: «Уже сейчас такой процесс пошел. На месте бывших заправок вырастают магазины. Еще один вариант — заправки будут пытаться заработать на сопутствующей инфраструктуре. Наглядный пример — открытие ВТК заправочных комплексов с «Макдональдсами».

Сотрудники же нерентабельных АЗС будут сокращены. Рынок труда может пополниться примерно 500-700 человеками — как бывшими заправщиками, так и кассирами, сотрудниками кафе при АЗС, техсотрудниками. Нельзя сказать, что это большая цифра, которая повлияет, например, на зарплатные ожидания. Но несколько расширит выбор для бизнеса, который ищет работников невысокой квалификации.

Однако у всех этих компаний есть свои поставщики. Для АЗС, например, это не только оптовики по топливу, но и поставщики продуктов для магазинов и кафе, поставщики автотоваров. Для автомоек — поставщики моющих средств и так далее. Все эти компании пользуются банковскими услугами для юрлиц, размещают наружную и другую рекламу. То есть каждая компания взаимодействует еще минимум с 5 контрагентами. Таким образом, изменения могут затронуть не 6 сфер, а 10-15% всех воронежских компаний, комментирует Андрей Кудинов. Каждая из них может почувствовать спад спроса на свои товары или услуги. Пусть он будет незначительным, но даже 3-5% (по данным Андрея Кудинова) в сегодняшней экономической ситуации тоже играют свою роль.

Последствие 5. Рост спроса на услуги общественного транспорта. Руководитель группы «Фенко» (в т. ч. занимается пассажирскими перевозками) Вадим Клецов не исключает, что он может составить порядка 15%. Также он предполагает, что в этом случае перевозчики могут задуматься о запуске новых маршрутов и увеличении автопарка («это будет вполне рентабельно»), а значит, и об увеличении рабочих мест. Однако насколько именно — пока прогнозировать рано.
Последствие 6. Сокращение числа обращений в автосервисы и покупок автозапчастей. «Я не думаю, что спад спроса будет каким-то очень ощутимым, — комментирует владелица автосервиса и автомагазина «За рулем» Юлия Спорыхина. — Ведь совсем от авто не откажутся: будут ездить в выходные, на природу, за покупками. Но за счет сокращения поездок в будни пробег автомобилей все же будет расти медленнее. А часть услуг, например замена масла, на него завязана. То есть если раньше приезжали на сервис раз в полгода при отсутствии аварий, поломок или каких-то подобных нештатных ситуаций, то теперь будут в среднем раз в 7 месяцев».

Коммерческий директор компании «Автосила» Владимир Суховерков считает увеличение интервалов как между посещениями автосервисов, так и между покупками в автомагазинах некритичным: «Например, фильтры нужно менять раз в год, независимо от пробега. А они составляют немалую часть продаж автомагазинов. К тому же, вероятно, будет расти спрос на услуги такси — как альтернатива личному авто. А это тоже наши клиенты».

Последствие 7. Увеличение количества поездок на такси. Директор «Желтого такси» Сергей Костин подсчитывает: «Поездка на такси на работу и обратно из удаленного района города может обойтись до 500 рублей. Если же оставить машину на целый день на платной парковке, то это около 300 рублей. Конечно, кроме платных парковок есть еще ряд других факторов, повышающих стоимость пользования личным авто. Да, рост спроса на услуги такси будет, но не глобальный — 2-3%».

Таким образом, возрастет спрос со стороны такси на бензин, автозапчасти, услуги автосервисов — примерно также на 1-2%.

Последствие 8. Продажи авто будут расти. Владелец и директор «Гауса» (официальный дилер «Фольксвагена») Михаил Швыдченко считает, что продажи новых автомобилей останутся на том же уровне: воронежцы продолжат ездить по выходным по городу, а также на природу. Большинство людей уже не готово отказаться от комфорта, который дает собственный автомобиль. А к 2022 году в Воронеже будет уже около 500 машин на 1 тыс. жителей. Это значит, во-первых, что дилеры не будут сокращать свои расходы на услуги партнеров (маркетинг, привлечение event-агентств, кейтеринга к проведению презентаций и других мероприятий и т. д.).

Во-вторых, мы все вряд ли ощутим резкое сокращение пробок. Например, жители наиболее отдаленных новых районов могут все равно ездить на работу на машинах, но оставлять их, не доезжая до центра, — например, в прилегающих дворах, пока там еще не установили шлагбаумы. Либо они будут работать в других районах городах, не в центре, и в этом случае добираться до работы на авто. Поэтому в пиковые часы скорость движения в пробках продолжит снижаться: с 10-11 км/ч до 7-8 км/ч. Но, как мы видим, изменения в автомобилепользовании оказывают гораздо больший, мультипликативный эффект, чем просто влияние на транспортную ситуацию. И он не заставит себя долго ждать.